Транспортная доступность — это, пожалуй, второе, на что обращают внимание покупатели квартир при выборе недвижимости. Наличие или отсутствие парковок, автобусных маршрутов, а порой и просто асфальтированных дорог прибавляет к стоимости жилья или отнимает от неё не одну тысячу отнюдь не условных единиц. С недавних пор у жителей Алматы и Астаны появились дополнительные аргументы. Алматинское метро охватывает новые районы, а в Астане строятся выделенные линии для специальных экспресс-автобусов (БРТ). Сегодня мы решили проверить, насколько эти факторы реально или гипотетически оказывают влияние на цены расположенных поблизости домов. Итак, поехали!

 

Алматинская подземка

Традиционно в крупных городах мира ввод в эксплуатацию новых станций метро приводит к повышению цен на жильё. В некоторых случаях, опять-таки за рубежом, в первые месяцы работы станций рост цен может достигать 25–30 %, особенно когда метро является единственным видом транспорта для жителей близлежащих жилых массивов.

Сегодня мы проверим, повлияло ли открытие метро на стоимость жилья в Алматы. Сразу оговоримся, что благодаря стараниям властей города недостатка в транспорте не наблюдается почти нигде в мегаполисе, имеющиеся проблемы с транспортной доступностью в его отдалённых частях решаются (правда, иногда это происходит только после настоятельных требований горожан).

 

В южной столице действуют пока девять станций метро, семь из них открылись 1 декабря 2011 года, ещё две — 18 апреля 2015-го. Длина действующих тоннелей алматинского метрополитена составляет 11.5 км, после завершения строительства ещё пятнадцати станций общая протяжённость метро будет составлять 45 км. В настоящее время идёт строительство второй очереди первой линии метрополитена от ст. «Алатау» до мкр «Калкаман» и нового автовокзала ниже пр. Райымбека. Также в перспективе строительство участка от ст. «Райымбек батыр» до ст. «Алматы I» возле железнодорожного вокзала.

Итак, мы обратились к старым номерам газеты «Крыша» и актуальным объявлениям нашего сайта и увидели, что в объявлениях до 1 декабря 2011 года цены на квартиры, расположенные на ближайших перекрёстках к станциям, на вторичном рынке Алматы изменились следующим образом.

Средняя цена квадратного метра 1-комнатной квартиры на Абая — Жарокова (ст. «Алатау») поднялась на 7.5 %, с $1 838 до $1 985, соответственно прежняя и нынешняя цена — $57 000 и $62 000.

Малометражки на Фурманова — Кабанбай батыра (рядом ст. «Алмалы») общей площадью 45 кв. м до декабря 2011-го уходили в среднем за $82 000. Сейчас за них просят $87 000. Соответственно прибавка в цене за 1 кв. м составила 5.75 %.

Изменение средней стоимости 1 кв. м однушек на проспекте Абая, между проспектом Алтынсарина и улицей Утеген батыра (ст. «Москва»), составило 9.6 %, то есть четыре года назад за 1-комнатную квартиру общей площадью 32 кв. м в этом районе просили в среднем $55 000, в настоящее время — $61 000.

 

Источник: krisha.kz