ГОСТ 12 0 230 2007

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH2001".

ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (ЕАСС)

EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (EASC)

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ 12.0.230-2007

 

Система стандартов безопасности труда

Системы управления охраной труда

Общие требования

ILO-OSH2001

Guidelines on occupational safety and health management systems (IDT)

 

Зарегистрирован:

№ 5605 " 27" марта 20

Издание официальное

УТВЕРЖДЕН

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

 

 

 

Предисловие

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".

 

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей "Центр безопасности и гигиены труда" и Федерации Независимых Профсоюзов России, на основании собственного аутентичного перевода Руководства, указанного в пункте 4.

2. ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

3. ПРИНЯТ Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол № 28 от 23 марта 2007 г.).

За принятие проголосовали:

 

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004 - 97

Код страны по МК

(ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

АZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономразвития

Беларусь

BY

Госстандарт Республики

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Госстандарт России

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины

 

4. Настоящий стандарт идентичен документу Международной Организации Труда ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6)

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.

 

Информация об изменениях настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) стандартов, а текст этих изменений – в информационных указателях стандартов. В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе стандартов.

Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным (государственным) органам по стандартизации этих государств.

 

Информационные данные Российской Федерации

Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007

"Система стандартов безопасности труда.

Системы управления охраной труда. Общие требования".

 

ILO-OSH 2001 "Guidelines on occupation safety and health

management systems" (ITD) OKC 13.100 T58 ОКСТУ0012.

 

1. Приказом № 169-CT от 10 июля 2007 г. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

- межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г.;

- отменен государственный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации с 1 июля 2009 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 12.0.230-2007;

- предоставлено право хозяйствующим субъектам досрочно применять принятый стандарт.

2. На территории Российской Федерации настоящий стандарт применяют вместо ГОСТ Р 12.0.006-2002, действие которого прекращено одновременно с введением в действие ГОСТ 12.0.230-2007.

3. Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории Российской Федерации принадлежит ФГУП «Стандартинформ»

4. При применении в Российской Федерации положений, установленных в разделах 3 и 4 ГОСТ 12.0.230-2007, необходимо соблюдать Трудовой Кодекс Российской Федерации (от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ)

 

Содержание

1.

Область применения

2.

Термины и определения

3.

Национальная структура системы управления охраной труда

3.1.

Национальная политика

3.2.

Национальный стандарт

3.3

Специальные стандарты

4.

Системы управления охраной труда

 

Политика

4.1.

Политика в области охраны труда

4.2.

Участие работников и их представителей

 

Организация

4.3.

Обязанности и ответственность

4.4.

Компетентность и подготовка

4.5.

Документация системы управления охраной труда

4.6.

Передача и обмен информации

 

Планирование и применение

4.7.

Исходный анализ

4.8.

Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

4.9.

Цели в области охраны труда

4.10.

Предотвращение опасностей

4.10.1.

Предупредительные и контролирующие меры

4.10.2.

Управление изменениями

4.10.3.

Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий

4.10.4.

Снабжение

4.10.5.

Подрядные работы

 

Оценка

4.11.

Наблюдение и измерение результатов деятельности

4.12.

Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

4.13.

Проверка

4.14.

Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством

 

Действия по совершенствованию

4.15.

Предупреждающие и корректирующие действия

4.16.

Непрерывное совершенствование

 

Библиография

 

Введение

Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.

Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной Организацией Труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широкомасштабного подхода, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений и других заинтересованных организаций. Этот трехсторонний подход предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, позволяющие обеспечивать безопасность и здоровье работников.

Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующие правила или утвержденные стандарты.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

 

1. Область применения

Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве.

На национальном уровне стандарт служит:

a) для установления национальных основ системы управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;

b) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;

c) руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

a) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;

b) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

 

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1. инцидент (incident): Небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая.

2.2. комитет (комиссия) по охране труда (safety and health committee): Комитет, в состав которого входят представители работников и представители работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.

2.3. компетентное лицо (competent person): Лицо, обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и опытом для выполнения конкретной работы.

2.4. компетентное учреждение (competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих стандартов.

2.5. наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Определение и оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут оказывать воздействие на здоровье работников.

Примечание - Этот процесс охватывает оценку санитарно-гигиенических условий труда, организации труда и социально-психологических факторов рабочем месте, которые могут представлять риск для здоровья работников, воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения.

2.6. наблюдение за состоянием здоровья работников (workers' health surveillance): Процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.

Примечание - Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.

2.7. непрерывное совершенствование (continual improvement): Последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом.

2.8. опасность (hazard): Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными.

2.9. организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п., либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление.

Примечание - В крупных промышленных и хозяйственных объектах, имеющих филиалы (или обособленные подразделения), отдельно взятый филиал (или обособленное структурное подразделение) также может быть определен как организация.

2.10. оценка опасностей (hazard assessment): Систематическое оценивание опасностей.

2.11. оценка риска (risk assessment): Процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.

2.12. подрядчик (contractor): Лицо или организация, представляющие услуги работодателю на территорий работодателя в соответствии с договором, согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.

2.13. представители работников (workers representative): Любые лица, признанные таковыми, исходя из национального законодательства и практики.

Примечание - Представителями работников могут быть:

a) представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов;

b) выборные представители, свободно избранные работниками, организации в соответствии с требованиями национальных законов, правил или коллективных договоров, и чьи функции не включают деятельность, которая признана в соответствующем государстве в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов.

2.14. представители работников по охране труда (workers' safety and health representative): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой, для представления интересов работников по охране труда на рабочем месте.

2.15. проверка (audit): Систематический, независимый, оформленный в виде документа, процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев.

Примечание - Термин необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).

2.16. производственный участок (worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.

2.17. работник (worker): Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

2.18. работодатель (employer): Физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

2.19. работники и их представители (workers and their representatives): Упоминание работников и их представителей указывает на то, что там, где существуют такие представители, они должны привлекаться к консультациям с целью обеспечения надлежащего участия работников. В ряде случаев целесообразно привлекать всех работников и всех их представителей.

2.20. реагирующее наблюдение (reactive monitoring): Процедура по определению и устранению недостатков, направленных на предотвращение и защиту от воздействия опасностей и рисков, а также на функционирование системы управления охраной труда, которые были выявлены при расследовании несчастного случая, профессионального заболевания, аварии или инцидента на производстве.

2.21. риск (risk): Сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием.

2.22. система управления охраной труда (occupational safety and health management system): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

2.23. текущее наблюдение (active monitoring): Текущая деятельность по наблюдению за соответствием мероприятий по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, а также мероприятий по применению системы управления охраной труда по установленным критериям.

2.24. травмы, ухудшение здоровья и болезни, связанные с работой (work- related injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов, организационно-технических, социально-психологических и иных производственных факторов во время трудовой деятельности.

 

3. Национальная структура системы управления охраной труда

 

3.1. Национальная политика

3.1.1. В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости с другими учреждениями.

3.1.2. Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для:

а)содействия использованию и объединении систем управления охраной труда С общей системой управления организацией в качестве подсистемы;

b) создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации;

c) содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в организации;

d) осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек;

e) содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда;

f) оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее совершенствования;

g) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда и практики их применения;

h) обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации, подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем.

3.1.3. С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению назначенное компетентное учреждение должно устанавливать' национальные структуры систем управления охраной труда для:

a) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных организаций, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;

b) публикации и периодической оптимизации национальных стандартов по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;

c) установления в установленном порядке критериев для назначения организаций, ответственных за разработку, оптимизацию и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях и определения их соответствующих обязанностей;

d) обеспечения доступности руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики.

3.1.4. Компетентная организация должна обеспечивать специальными руководящими указаниями органа государственного надзора, инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения (организации), связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, для содействия и помощи организациям по применению систем управления охраной труда.

 

3.2. Национальный стандарт

3.2.1. Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики.

3.2.2. Настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные корпоративные стандарты, описывающие систему, управления охраной труда, должны быть увязаны между собой, представляя достаточную гибкость, для непосредственного или адаптированного применения в конкретной организации.

 

3.3. Специальные стандарты

3.3.1. Специальные стандарты по системам управления охраной труда, предназначенные для определенных видов экономической деятельности или для объектов крупных промышленных и хозяйственных комплексов, следуя общим целям настоящего стандарта, должны включать основные элементы национального стандарта и отражать их специфические условия и потребности с учетом:

a) их размера (крупные, средние и малые), инфраструктуры, вида отрасли экономики или объектов крупных промышленных и хозяйственных комплексов;

b) специфики и характера деятельности, а также типа опасностей и степени рисков.

 

4. Система управления охраной труда в организации

Обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда установленным требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанность работодателей. В связи с этим работодатель должен продемонстрировать свои руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраной труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

 

Политика

4.1. Политика в области охраны труда

4.1.1. Работодатель после консультации с работниками и их представителями излагает в письменном виде политику в области охраны труда, которая должна:

a) соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации;

b) быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации;

c) предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления;

d) подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям;

e) быть доступной в установленном порядке для внешних заинтересованных организаций.

4.1.2. Политика в области охраны труда должна включать как минимум следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

a) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

b) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

c) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

d) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

4.1.3. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.

 

4.2. Участие работников и их представителей

4.2.1. Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.

4.2.2. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий.

4.2.3. Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для актив&

По всем интересующим Вас вопросам, звоните по телефонам:

(юр. центр) +7 (727) 272-20-87, 272-20-99; (учебный центр) +7 (727) 272-20-91; 272-20-93

+7-707-272-20-99; +7-777-22-77-547. ПН-ПТ с 09.00 до 18.00