Ответ Министерства труда и соц.защиты населения РК о том, требуется ли проводить аттестацию рабочих мест в офисных помещениях

Данный материал предоставлен официальным интернет порталом Министерства труда и социальной защиты населения РК. Оригинал данного обращения Вы можете посмотреть перейдя по ссылке ниже:

https://www.enbek.gov.kz/ru

 

Аттестация офисных помещений

 

Вопрос:

Я задавала два вопроса: Первый вопрос: В нашей организации была проведена аттестация производственных объектов (рабочих мест) по условиям труда. Аттестация проводилась ТОО “Экос”, включенный в специализированный список организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Правилами проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда.

По рабочим местам, оборудованным персональным компьютером (это, в основном, офисные работники), установлено превышение вредных производственных факторов по электрической составляющей. В заключении состояния условий труда по степени опасности и вредности эти рабочие места отнесены к классу 3.2.

Вопрос: Имеют ли право работники, работающие на этих рабочих местах на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск (согласно статье 203 Трудового кодекса РК) и на повышенную оплату труда (согласно статье 204 Трудового кодекса)?

 

Ответ

Постановлением Правительства Республики Казахстан от  5 декабря 2011 года № 1457 утверждены Правила обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда. Аттестация производственных объектов по условиям труда деятельность по оценке производственных объектов, цехов, участков, рабочих мест в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда.

Производственные объекты – цеха, участки, и иные, отдельно стоящие производственные подразделения организаций, занимающихся выпуском и изготовлением продукции, разработкой, добычей и переработкой полезных ископаемых, строительством и другими видами производственной деятельности.

Однако, современные персональные компьютеры со стандартной комплектацией, согласно сертификатов на продукцию, не оказывают вредного воздействия на пользователя.
Вместе с тем, следуя сертификатам, пользователю рекомендуется в течение рабочего дня производить некоторые физические упражнения.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 102 Кодекса трудовым, коллективным договорами работникам могут устанавливаться дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска поощрительного характера за длительную непрерывную работу, выполнение важных, сложных, срочных работ, а также работ иного характера.

Таким образом, офисные помещения не относятся к производственным объектам, и в этой связи нет необходимости в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Второй вопрос: 13.07.2012г. я задавала вопрос про аттестацию офисных помещений. Вы отвечаете, что аттестацию офисных помещений не следует проводить. Но у нас уже проведена аттестация и рабочие места работников, работающих за компьютером, признаны вредными. Как быть в этом случае? Признать итоги аттестации не действительными? Если да, то на каком основании?

 

Ответ:

Повторно!

Предоставление льгот и компенсаций по условиям труда, для работников, постоянно работающих на персональных компьютерах, трудовым законодательством Республики Казахстан не предусмотрено. Использовать  в работе современные персональные компьютеры не оказывающие вредного воздействия на пользователя.

Исп. Басс Г.М. – эксперт государственной инспекции труда
Вопрос третий: Почему тогда ТОО “Экос”, включенный в специализированный список Министерства труда организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Правилами проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда, провела аттестацию, и сделала заключение, что рабочие места, оборудованные компьютером, являются вредными??? Во вашему ответу получается, что на этих рабочих местах вообще не надо было проводить аттестацию? Аттестация рабочих мест, оборудованных компьютером, проводилась согласно Санитарных правил “Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации персональных компьютеров, видеотерминалов и условиям работы с ними”, утвержденных Министерством здравоохранения РК. То есть эти места должны все-таки аттестовываться. Уважаемый Басс Г.М.! Хочется услышать ответ на конкретный вопрос- аттестация уже проведена, эти рабочие места признаны вредными, т.е. замеры показали, что электромагнитые излучения превышают предельно-допустимые, какие действия в организации должны предприниматься???

Предоставление льгот и компенсаций по условиям труда, для работников, постоянно работающих на персональных компьютерах, трудовым законодательством Республики Казахстан не предусмотрено.

Вместе с тем, при отнесении условий труда к вредным производственным факторам по результатам аттестации рабочих мест, работодатель  обязан произвести замену персональных компьютеров  на современные не оказывающие вредного воздействия на пользователя.

исп. Басс Г.М. – эксперт государственной инспекции труда

 

Номер вопроса: 258194
Разделы: Вопросы трудового права
Изменён 30 июля, 2012 – 16:13