Оценка и управление профессиональными рисками
Согласно Приложения к приказу Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 декабря 2022 года № 524 («Правила управления профессиональными рисками»)
- Профессиональный риск (далее — ПР) – риск утраты трудоспособности либо смерти работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
- Оценка профессионального риска (далее — ОПР) – определение степени профессионального риска на основе анализа информации об идентификации рисков и статистических данных о заболеваемости и производственном травматизме в организации, обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- Управление профессиональными рисками (далее — УПР) – составная часть системы управления охраной труда, включающая в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска;
Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику. Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом.
Цель оценки профессиональных рисков — улучшение условий труда на предприятии, предотвращение случаев производственного траматизма и предупреждение развития хронических (профессиональных) заболеваний.
Оценка профессиональных рисков — это сложный, кропотливый и весьма продолжительный процесс. Он ведется на всех уровнях и стадиях выполнения работ сотрудником; рассматривает все аспекты его работы — в рамках выполнения работ (начиная от его прихода на работу и заканчивая выходом из офиса/цеха).
Оценку рисков проводят только при наличии материалов аттестации рабочих мест по условиям труда!
В рамках оценки профессиональных рисков привлекаются:
- инженер (специалист) по Безопасности и Охране Труда организации-заказчика;
- инженер(ы) по БиОТ нашей организации (в зависимости от профиля деятельности компании-заказчика);
- специалист СМК;
- врач-гигиенист.
Нормативно-правовая регламентация (почему оценка рисков является обязательной для всех)
Внутренний контроль
Внутренний контроль по безопасности и охране труда включает в себя организацию создания и внедрения системы управления охраной труда, наблюдения за состоянием условий труда, проведение оперативного анализа данных производственного контроля, оценку профессионального риска и принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями по безопасности и охране труда.
- (п.1, ст.201, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Уполномоченный государственный орган по труду:
- организует мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда;(п.20, ст.16, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
- разрабатывает и утверждает правила управления профессиональными рисками (п.41-2, ст.16, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Правила управления профессиональными рисками:
- организация проведения процедур УПР в соответствии со статьей 203 Трудового кодекса Республики Казахстан осуществляется производственным советом по безопасности и охране труда, в случае его отсутствия, руководителем предприятия определяется состав экспертной группы, для проведения идентификации ПР, ОПР, разработки корректирующих мер по результатам ОПР, контроля и мониторинга, и распределения полномочий и обязанностей между ее членами;
Согласно Трудового кодекса РК
Работодатель обязан:
- проводить оценку профессионального риска и принимать меры по его минимизации и исключению путем проведения профилактики, замены производственного оборудования и технологических процессов на более безопасные; (п.2, ст.182, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
- принимать меры по предотвращению профессиональных рисков на рабочих местах и в технологических процессах, проводить профилактические работы с учетом производственного и научно-технического прогресса; (пп.19, п.2, ст.23, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Работник имеет право на:
- получение достоверной информации от работодателя о характеристике рабочего места и территории организации, состоянии условий, безопасности и охраны труда, о существующем профессиональном риске, а также о мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; (пп.7, п.1, ст.181, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Требования безопасности рабочего места
- Опасные зоны должны быть четко обозначены. Если рабочие места находятся в опасных зонах, в которых ввиду характера работы существует риск для работника, то такие места должны оснащаться устройствами, преграждающими доступ в эти зоны посторонним. (п.4, ст.184, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Порядок управления профессиональными рисками состоит из следующих процедур
Идентификации производственного риска
- сбор информации для оценки профессионального риска и ее документационный анализ;
- техническое обследование и визуальный осмотр рабочего места, наблюдение за ходом работы и выявление соответствия деятельности требованиям к безопасности работ, изучение всех характеристик производственной среды и трудового процесса: рабочего места, производственного оборудования и машин, материалов, технологии и методов работы;
- определение перечня производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности с заполнением Реестра профессионального риска по предприятию и его утверждение руководителем предприятия.
Оценка профессионального риска
Оценка профессионального риска проводится по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности.(по результатам ставится степень 1-5 )
1 степень – допустимый риск;
2 степень – низкий риск;
3 степень – средний риск;
4 степень – высокий риск;
5 степень – очень высокий риск.
Корректирующие меры по снижению производственного риска
- В отношении степени производственного риска, за исключением допустимого уровня, определенной по результатам оценки, проводятся корректирующие меры, направленные на устранение или снижение степени на более низкую
- На основе корректирующих мер разрабатывается План мероприятий по управлению профессиональными рисками
Контроль и мониторинг производственного риска
- Контроль ПР включает в себя проверку выполнения всех корректирующих мер ПР установленных Планом мероприятий по УПР.
- Контроль ПР проводится на основе сбора информации, анализа первичных материалов и обязательной документации УПР.
- Мониторинг ПР включает в себя сбор и формирование аналитических данных результатов ОПР, их изучение и анализ с целью получения информации по снижению степени ПР.
Стоимость проведения Оценки Профессиональных Рисков (ОПР)
№ | Количество профессий (должностей) | Максимальная стоимость за 1 профессию (должность) |
1 | До 10 профессий (должностей) | до 35 000 тг. |
2 | До 20 профессий (должностей) | до 32 000 тг. |
3 | До 50 профессий (должностей) | до 30 000 тг. |
4 | До 100 профессий (должностей) | до 28 000 тг. |
5 | Свыше 100 профессий (должностей) | до 25 000 тг. |
Стоимость не включает лабораторно-инструментальные замеры и разработку процедуры управления профессиональными рисками.
- Транспортные и командировочные расходы, бронирование – рассчитывается отдельно.
Получить информацию для заключения договора или консультацию, назначить встречу вы можете по телефонам:
- +7 (707) 272-20-99 (многоканальный, в т.ч. whatsapp)
- +7 (727) 272-20-99
или написав нам письмо на почту info@kcso.kz