Оценка профессиональных рисков (в сфере безопасности и охраны труда)
Услуга “Оценка профессиональных рисков (в сфере безопасности и охраны труда)” включает комплексный анализ и выявление потенциальных опасностей на рабочих местах, оценку вероятности возникновения аварийных ситуаций и их последствий.
Цель оценки профессиональных рисков — улучшение условий труда на предприятии, предотвращение случаев производственного травматизма и предупреждение развития хронических (профессиональных) заболеваний.
Об услуге
Согласно Приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 сентября 2020 года № 363. Об утверждении Правил управления профессиональными рисками.
Профессиональный риск (далее – ПР) – риск утраты трудоспособности либо смерти работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
Оценка профессионального риска (далее – ОПР) – определение степени профессионального риска на основе анализа информации об идентификации рисков и статистических данных о заболеваемости и производственном травматизме в организации, обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты;
Управление профессиональными рисками (далее – УПР) – составная часть системы управления охраной труда, включающая в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска.
Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику. Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом.
Описание услуги
Цель оценки профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков — это сложный, кропотливый и весьма продолжительный процесс. Он ведется на всех уровнях и стадиях выполнения работ сотрудником; рассматривает все аспекты его работы — в рамках выполнения работ (начиная от его прихода на работу и заканчивая выходом из офиса/цеха).
Проведение оценки риска в значительной степени зависит от возможных ситуаций на рабочих местах, характера, сложности и значимостей опасностей.
При подготовке к проведению оценки риска необходимо планировать:
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- выбор и назначение компетентного персонала для проведения оценки риска;
- обучение и подготовку персонала, проводящего оценку риска;
- участие работников в проведении оценки риска;
- составление списка рабочих мест;
- определение способа предоставления результатов оценки риска заинтересованным сторонам.
- назначение руководителя, ответственного за подготовку и согласование действий при проведении мероприятий по оценке риска на рабочих местах.
Кто входит в состав группы по проведению оценки профессиональных рисков
Оценка рисков выполняется группой людей (командой), которая может включать представителей работодателя и рабочего коллектива, технических специалистов по производству и специалистов в области охраны труда и безопасности и/или внешних экспертов.
Члены оценочной группы (команды) должны иметь:
- нормативную базу в области безопасности и охраны труда;
- процедуру оценки рисков на рабочих местах;
- специфику проведения оцениваемых работ. Члены оценочной группы (команды) должны иметь;
- подтверждающие документы о прохождении проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда.
Нормативно-правовая регламентация (почему оценка рисков является обязательной для всех)
Внутренний контроль
Внутренний контроль по безопасности и охране труда включает в себя организацию создания и внедрения системы управления охраной труда, наблюдения за состоянием условий труда, проведение оперативного анализа данных производственного контроля, оценку профессионального риска и принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями по безопасности и охране труда.
- (п.1, ст.201, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Уполномоченный государственный орган по труду:
- организует мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда;(п.20, ст.16, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
- разрабатывает и утверждает правила управления профессиональными рисками (п.41-2, ст.16, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Правила управления профессиональными рисками:
- организация проведения процедур УПР в соответствии со статьей 203 Трудового кодекса Республики Казахстан осуществляется производственным советом по безопасности и охране труда, в случае его отсутствия, руководителем предприятия определяется состав экспертной группы, для проведения идентификации ПР, ОПР, разработки корректирующих мер по результатам ОПР, контроля и мониторинга, и распределения полномочий и обязанностей между ее членами;
Согласно Трудового кодекса РК
Работодатель обязан:
- проводить оценку профессионального риска и принимать меры по его минимизации и исключению путем проведения профилактики, замены производственного оборудования и технологических процессов на более безопасные; (п.п. 1, п.2, ст.182, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
- принимать меры по предотвращению профессиональных рисков на рабочих местах и в технологических процессах, проводить профилактические работы с учетом производственного и научно-технического прогресса; (пп.19, п.2, ст.23, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Работник имеет право на:
- получение достоверной информации от работодателя о характеристике рабочего места и территории организации, состоянии условий, безопасности и охраны труда, о существующем профессиональном риске, а также о мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; (п.п.7, п.1, ст.181, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Требования безопасности рабочего места
Опасные зоны должны быть четко обозначены. Если рабочие места находятся в опасных зонах, в которых ввиду характера работы существует риск для работника, то такие места должны оснащаться устройствами, преграждающими доступ в эти зоны посторонним. (п.4, ст.184, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Управление профессиональными рисками состоит из следующих процедур
Идентификация профессиональных рисков
Идентификация ПР проводится по каждой профессии (должности) (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов и видов деятельности для выявления производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей с учетом характера их воздействия на организм работника (механические, физические, химические, биологические и психофизиологические факторы) и включает в себя:
- Сбор информации для ОПР и ее документационный анализ;
- Техническое обследование и визуальный осмотр рабочего места, наблюдение за ходом работы и выявление соответствия деятельности требованиям к безопасности работ, изучение всех характеристик производственной среды и трудового процесса: рабочего места, производственного оборудования и машин, материалов, технологии и методов работы;
- Перечень производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей по каждой профессии (должности) (рабочему месту) в разрезе производственных процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности.
Оценка профессиональных рисков.
ОПР включает в себя комплексную оценку условий труда по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности организации на соответствие их требованиям законодательства Республики Казахстан в области охраны труда, и состоит из:
- оценки вредности условий труда (воздействия вредных производственных факторов);
- оценки травмоопасности условий труда (воздействия опасных производственных факторов);
- оценки безопасности производственного оборудования;
- оценки обеспеченности средствами индивидуальной защиты (далее -СИЗ);
- оценки заболеваемости.
Корректирующие меры.
Необходимость проведения корректирующих мер определяется в зависимости от степени риска:
1-2 степень (допустимый /низкий риск) – корректирующие меры могут проводиться по решению работодателя;
3 степень (средний риск) – в течение года после установления степени риска проводятся корректирующие меры по снижению риска;
4-5 степень (высокий/ очень высокий риск) – в течение 3 месяцев после установления степени риска проводятся корректирующие меры по снижению риска.
Приоритетность корректирующих мер определяется на основе упорядочивания всех профессий (должностей) (профессиональных групп) в порядке убывания степени ПР.
В течении одного месяца после завершения ОПР на основе корректирующих мер руководителем предприятия утверждается План мероприятий по управлению профессиональными рисками.
Контроль и мониторинг профессиональных рисков.
Контроль ПР включает в себя проверку выполнения всех корректирующих мер ПР установленных Планом мероприятий по УПР.
Контроль ПР проводится на основе сбора информации, анализа первичных материалов и обязательной документации УПР.
Мониторинг ПР включает в себя сбор и формирование аналитических данных результатов ОПР.
Контакты
Получить информацию для заключения договора или назначить встречу вы можете по телефонам:
+7 (707) 272-20-99 (многоканальный, в т.ч. Whatsapp)
+7 727 272 20 99 (стационарный номер)
или написав нам письмо на почту info@kcso.kz
Стоимость проведения Оценки Профессиональных Рисков (ОПР)
- До 10 профессий (должностей) до 35 000 тг.
- До 20 профессий (должностей) до 32 000 тг.
- До 50 профессий (должностей) до 30 000 тг.
- До 100 профессий (должностей) до 28 000 тг.
- Свыше 100 профессий (должностей) до 25 000 тг.
- Стоимость не включает лабораторно-инструментальные замеры и разработку процедуры управления профессиональными рисками.
Транспортные и командировочные расходы, бронирование – рассчитывается отдельно.