Оценка и управление профессиональными рисками

Согласно Приложения к приказу Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 декабря 2022 года № 524 («Правила управления профессиональными рисками»)

  • Профессиональный риск (далее — ПР) – риск утраты трудоспособности либо смерти работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
  • Оценка профессионального риска (далее — ОПР) – определение степени профессионального риска на основе анализа информации об идентификации рисков и статистических данных о заболеваемости и производственном травматизме в организации, обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • Управление профессиональными рисками (далее — УПР) – составная часть системы управления охраной труда, включающая в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска;

Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику. Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом.

Цель оценки профессиональных рисков — улучшение условий труда на предприятии, предотвращение случаев производственного траматизма и предупреждение развития хронических (профессиональных) заболеваний.

Оценка профессиональных рисков  — это сложный,  кропотливый и весьма продолжительный процесс. Он ведется на всех уровнях и стадиях выполнения работ сотрудником; рассматривает все аспекты его работы —  в рамках выполнения работ (начиная от его прихода на работу  и заканчивая выходом из офиса/цеха).

Оценку рисков проводят только при наличии материалов аттестации рабочих мест по условиям труда!

В рамках оценки профессиональных рисков привлекаются:

  • инженер (специалист) по Безопасности и Охране Труда организации-заказчика;
  • инженер(ы) по БиОТ нашей организации (в зависимости от профиля деятельности компании-заказчика);
  • специалист СМК;
  • врач-гигиенист.

​Нормативно-правовая регламентация (почему оценка рисков является обязательной для всех)

Внутренний контроль

Внутренний контроль по безопасности и охране труда включает в себя организацию создания и внедрения системы управления охраной труда, наблюдения за состоянием условий труда, проведение оперативного анализа данных производственного контроля, оценку профессионального риска и принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями по безопасности и охране труда.

  • (п.1, ст.201, ТК РК от 23 ноября 2015 года)

Уполномоченный государственный орган по труду:

  • организует мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охраны труда;(п.20, ст.16, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
  • разрабатывает и утверждает правила управления профессиональными рисками (п.41-2, ст.16, ТК РК от 23 ноября 2015 года)

Правила управления профессиональными рисками:

  • организация проведения процедур УПР в соответствии со статьей 203 Трудового кодекса Республики Казахстан осуществляется производственным советом по безопасности и охране труда, в случае его отсутствия, руководителем предприятия определяется состав экспертной группы, для проведения идентификации ПР, ОПР, разработки корректирующих мер по результатам ОПР, контроля и мониторинга, и распределения полномочий и обязанностей между ее членами;

Согласно Трудового кодекса РК

Работодатель обязан:
  • проводить оценку профессионального риска и принимать меры по его минимизации и исключению путем проведения профилактики, замены производственного оборудования и технологических процессов на более безопасные; (п.2, ст.182, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
  • принимать меры по предотвращению профессиональных рисков на рабочих местах и в технологических процессах, проводить профилактические работы с учетом производственного и научно-технического прогресса; (пп.19, п.2, ст.23, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Работник имеет право на:
  • получение достоверной информации от работодателя о характеристике рабочего места и территории организации, состоянии условий, безопасности и охраны труда, о существующем профессиональном риске, а также о мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; (пп.7, п.1, ст.181, ТК РК от 23 ноября 2015 года)
Требования безопасности рабочего места
  • Опасные зоны должны быть четко обозначены. Если рабочие места находятся в опасных зонах, в которых ввиду характера работы существует риск для работника, то такие места должны оснащаться устройствами, преграждающими доступ в эти зоны посторонним. (п.4, ст.184, ТК РК от 23 ноября 2015 года)

Порядок управления профессиональными рисками состоит из следующих процедур

Идентификации производственного риска

  • сбор информации для оценки профессионального риска и ее документационный анализ;
  • техническое обследование и визуальный осмотр рабочего места, наблюдение за ходом работы и выявление соответствия деятельности требованиям к безопасности работ, изучение всех характеристик производственной среды и трудового процесса: рабочего места, производственного оборудования и машин, материалов, технологии и методов работы;
  • определение перечня производственных факторов, воздействие которых приводит к утрате трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении трудовых (служебных) обязанностей по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности с заполнением Реестра профессионального риска по предприятию и его утверждение руководителем предприятия.

Оценка профессионального риска

Оценка профессионального риска проводится по каждой профессии (рабочему месту) в разрезе производственных (технологических) процессов (технологических, бизнес-процессов) и видов деятельности.(по результатам ставится степень 1-5 )
1 степень – допустимый риск;
2 степень – низкий риск;
3 степень – средний риск;
4 степень – высокий риск;
5 степень – очень высокий риск.

Корректирующие меры по снижению производственного риска

  • В отношении степени производственного риска, за исключением допустимого уровня, определенной по результатам оценки, проводятся корректирующие меры, направленные на устранение или снижение степени на более низкую
  • На основе корректирующих мер разрабатывается План мероприятий по управлению профессиональными рисками

Контроль и мониторинг производственного риска

  • Контроль ПР включает в себя проверку выполнения всех корректирующих мер ПР установленных Планом мероприятий по УПР.
  • Контроль ПР проводится на основе сбора информации, анализа первичных материалов и обязательной документации УПР.
  • Мониторинг ПР включает в себя сбор и формирование аналитических данных результатов ОПР, их изучение и анализ с целью получения информации по снижению степени ПР.

Стоимость проведения Оценки Профессиональных Рисков (ОПР)

Количество профессий (должностей) Максимальная стоимость  за 1  профессию (должность)
1 До 10 профессий (должностей)   до   35 000 тг.
2 До 20 профессий (должностей)   до   32 000 тг.
3 До 50 профессий (должностей)   до   30 000 тг.
4 До 100 профессий (должностей)   до  28 000 тг.
5 Свыше 100 профессий (должностей)   до   25 000 тг.

Стоимость не включает лабораторно-инструментальные замеры и разработку процедуры управления профессиональными рисками.

  1. Транспортные и командировочные расходы, бронирование – рассчитывается отдельно.

Получить информацию для заключения договора или консультацию, назначить встречу вы можете по телефонам:

  • +7 (707) 272-20-99 (многоканальный, в т.ч. whatsapp)
  • +7 (727) 272-20-99

или написав нам письмо на почту info@kcso.kz

7 + 4 =