06 мая 2022 года вступили в силу изменения в «Правила и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда» (№1019 от 25 декабря 2015 года).

Согласно дополнений в Правила (Приложение к приказу Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 апреля 2022 года № 137), основными изменениями в подготовке специалистов  инженеров по Безопасности и Охране Труда (БиОТ)  — стало обучение в 2-х направлениях согласно компетенций:

  1. Специальные профессиональные компетенции — компетенции, необходимые руководителям и лицам, ответственным за обеспечение безопасности и охраны труда организации для эффективной профессиональной деятельности по обеспечению безопасности и охраны труда в определенной отрасли. Обучение по ним проводится 1 раз в 3 года.
  2. Общие профессиональные компетенции– компетенции, необходимые руководителям и лицам, ответственным за обеспечение безопасности и охраны труда организации для эффективной профессиональной деятельности по обеспечению безопасности и охраны труда. Обучение по ним проводится единожды! 

Данные изменения являтся доработанными требованиями Правил № 1019 и Трудового кодекса РК (т.е. —  ранее, специалисты или инженеры по БиОТ проходили обучение по единой программе,  в рамках которой они получали дополнительную информацию и знания —  отталкиваясь от отрасли). Сейчас же (ввиду 2-х этапов обучения) —  инженер или ответственное лицо  вначале обучается и аттестуется по общим вопросам (т.е. общие профессиональные компетенции), после этого —  проходит дополнительное обучение в рамках специальных компетенций. В итоге — специалист получает более углубленные практические и теоретические знания.

Что это нам дает и в чем выгода?

Стандартизация знаний и профессиональных навыков; мобильность. 

Ранее,  при смене вида деятельности (например, перехода в другую экономическую отрасль/ место работы/ отдел/ должность) — эффективность работы ответственного по БиОТ заключалась только за счет его собственного профессионального и практического опыта и скорости адаптации к новым условиям труда.  Зачастую — на это уходило несколько месяцев, перед тем  как специалист «вливался» в новую сферу полностью.

 

Общие профессиональные компетенции:

  • Сейчас — любой специалист,  который прошел «базовое» обучение и аттестацию согласно общих профессиональных компетенций —  обладает знаниями и умениями, которые полностью соответствуют требованиям законодательства РК в сфере охраны труда  и может сразу приступать к работе (в виду того, что данные требования едины для всех типов организаций, независимо от их юридической формы; основываются на нормативно-правовых актах).  Т.е. —  общие профессиональные компетенции можно охарактеризовать как степень бакалавра.

Специальные профессиональные компетенции:

  • В дальнейшей работе —  связанной уже со спецификой экономической деятельности — ответственное лицо проходит обучение в рамках специальных профессиональных компетенций. Практические и теоретические знания (опять же с учетом специфики) — в дальнейшем позволяют выполнять свои обязанности с максимальным пониманием происходящих процессов (как административных,  так и технических). Специальные профессиональные компетенции — это своего рода — степень магистра.

Имея базовые знания и навыки (в рамках общих компетенций), специалисту по охране труда будет гораздо проще в своей дальнейшей работе. Проходя обучение в рамках специальных компетенций (профильных) — специалист осваивает работу уже в рамках отрасли (или даже одного предприятия). 

Изменения в продолжительности обучения (связанные с размером субъекта бизнеса)

Общие профессиональные компетенции

  • для субъектов крупного предпринимательства не менее 72 ак. часов;
  • для субъектов среднего предпринимательства не менее 40 ак. часов;
  • для субъектов малого предпринимательства , в том числе субъектов микропредпринимательства не менее 24 ак. часов.

Специальные профессиональные компетенции

  • для субъектов крупного предпринимательства не менее 40ак. часов;
  • для субъектов среднего предпринимательства не менее 24 ак. часов;
  • для субъектов малого предпринимательства , в том числе субъектов микропредпринимательства не менее 16 ак. часов.

 

Статья 24. Субъекты предпринимательства (Глава 2, параграф 1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК.

  • Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. (т.е. в вашей компании работает не более 100 человек и доход в год не превышает 918 900 000 тг.). Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
  • Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства (т.е. занимаются любой деятельность, кроме деятельности по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; деятельности, связанную с оборотом радиоактивных материалов)
  • Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.